ТЕЛЕВИЗИОННАЯ АНТЕННА ДЛЯ АВТОТУРИСТОВ

Канд. техн. наук К. ХАРЧЕНКО

Многие любители автомобильного туризма — владельцы собственных автомашин — берут с собой в путешествия портативные телевизоры “Юность” , “Юность-2” и “Электроника ВЛ-100”. Однако автотуристы часто останавливаются в таких местах, где прием телепередач на штыревые антенны, имеющиеся в этих телевизорах, затруднен или вовсе невозможен. Возникает необходимость применять внешнюю антенну, которая должна иметь определенные специфические качества, позволяющие успешно использовать ее в полевых условиях. О том, какой должна быть конструкция подобной антенны, спрашивает автотурист Б. А. Шилин (Рига) и другие читатели нашего журнала. Публикуемая статья отвечает на этот вопрос.

Антенна, описываемая в статье, может быть применена также и в стационарных условиях.

Телевизионная антенна, используемая автотуристами, должна работать в полосе 12 телевизионных каналов и обеспечивать прием сигналов близлежащих телецентров, в районе которых может остановиться автотурист, быть легкой, портативной, транспортабельной и удобной в эксплуатации.

Один из возможных вариантов такой антенны ( см. рис. 1) представляет собой симметричный вибратор с пониженным волновым сопротивлением. Каждое плечо вибратора выполнено из 10— 15 отрезков 4 антенного канатика, собранных на конце в узел 12. Вторые концы отрезков антенного канатика прикреплены к симметрирующему устройству 13 так, чтобы между ними и устройством был гальванический контакт. Эти концы равномерно разнесены по симметрирующему устройству, начиная от точек питания антенны 1 до точки короткого замыкания 21.

 

АНТЕННА И "ДЕТАЛИ"

1 — центральный проводник коаксиальнного кабеля фидера (точка питания); 2 — изоляционная пластина; 3 — бандаж; 4 — отрезки антенного канатика; 5,7 — крепежиые скобы; 6 — перемычка из капроновой ры6оловной лески; 8 — металлическая пластина — короткозамыкатель; 9 — кабель фидера; 10 — пружина с кольцом; 11 — мачта; 12 — узел; 13 — симметрирующее устройство; 14 — втулка; 15 — оттяжка; 16 — венчик для крепления оттяжек; 17 — рея; 18 — медная трубка; 19 — предохранительное кольцо; 20 — подпятник; 21 — точка короткого замыкания.

В качестве правой половины симметрирующего устройства 13 используется часть внешней оплетки коаксиального кабеля фидера. Левая половина этого устройства выполнена из отрезка такого же коаксиального кабеля, как и фидер. В точке 9 оплетки обоих кабелей спаяны между собой. При пайке нужно стараться не расплавить внутреннюю изоляцию кабеля. В точке 1 внешнюю оплетку кабеля фидера следует аккуратно подрезать по кольцу и покрыть оловом. Центральный проводник фидера припаивают к оплетке отрезка кабеля, составляющего левую половину симметрирующего устройства. Припаивая отрезки антенного канатика к правой половине симметрирующего устройства, нужно помнить, что она одновременно является фидером, и не нарушать ее целостности. После пайки оголенные места оплетки кабеля обматывают полихлорвиниловой изоляционной лентой. Возможно использовать и другой вариант выполнения симметрирующего устройства, соединив оплетки коаксиальных кабелей металлической пластиной 8.

Так как вибратор в рабочем положении растягивается на рее, а симметрирующее устройство изготовлено из гибких отрезков кабеля, то чтобы оно не деформировалось, кабели нужно соединить диэлектрическими перемычками из капроновой рыболовной лески у мест крепления каждой пары проводников вибраторов. Для того, чтобы все эти проводники были одинаково натянуты и не провисали, их надо выровнять. Выравнивание удобнее проводить вдвоем, расстелив антенну на полу. Для этого в точках 12 нужно собрать концы проводников в отрезок мягкой медной или латунной трубки, равномерно натянуть проводники одновременно обеих половин вибратора и зафиксировать их, припаяв к торцу трубки или любым другим способом.

Мачта 11 высотой 7—8 м составлена из отдельных диэлектрических (деревянных или пластмассовых) колен длиной порядка 1,5 м. На одном из концов каждого колена шпилькой закреплена втулка 14 из отрезка трубы. С конца колена, входящего во втулку, нужно снять фаску, чтобы колена можно было соединять без особых усилий. В верхнем конце мачты прорезан паз; для предохранения его стенок от механического повреждения на колено одето металлическое кольцо 19 (узел А). В это отверстие вставляют П-образный кронштейн изолятора симметрирующего устройства антенны, после чего кабели устройства натягивают и закрепляют, надев на вбитый в колено мачты гвоздь кольцо пружины, расположенной у короткозамыкателя. Вибратор растягивают на рее 17 с помощью пружин 10 (узел В).

Рею 17 вставляют в паз верхнего колена, прорезанный с его тыльной стороны (узел В). Таким образом элементы антенны и мачты соединяются быстро, и вся система получается достаточно устойчивой (при соответствующем подборе жесткости пружин).

Мачту и антенну сначала собирают на земле, а затем устанавливают в рабочее положение и фиксируют одним ярусом оттяжек. Один конец оттяжек закрепляют на венчике 16 верхнего колена, а другой прикрепляют к кольям, вбитым в грунт на расстоянии 5—6 м от основания мачты.

Подъем мачты может быть заметно облегчен применением подпятника 20. Этот подпятник представляет собой отрезок трубы, в которую входит основание мачты. Отрезок шарнирно закреплен на пластине с шипами. Пластину с шипами устанавливают на грунт. Чтобы воспрепятствовать скольжению основания мачты по грунту, достаточно лишь наступить на пластину ногой.

Если мачта при подъеме сильно прогибается, ее нужно подпереть шестом с рогулькой на конце. Для предохранения фидера от преждевременного выхода из строя полезно подвязать его к колену мачты недалеко от короткозамыкателя симметрирующего устройства так, чтобы вес кабеля был приложен к точке подвязки.

Складывают антенну следующим образом. Сняв ее с мачты, укладывают фидер на симметрирующем устройстве, перегибают вибратор так, чтобы его левое плечо легло на правое и скатывают, как ковер.

Сложенную таким образом антенну можно поместить в чехол.

Радио, №6, 1971 г.,, с. 31.

Наш баннер
Вы можете поставить наш баннер на своем сайте или блоге, чтобы помочь развитию проекта.
Каталог радиолюбительских схем
Получить код
Навигация
  • Вся информация на сайте структурирована по темам.
  • Каждый тема имеет свою общую страницу с ссылками на материалы.
  • Выбранный материал открывается в новом окне, которое вы можете после просмотра закрыть.
Друзья сайта
Статьи